"Сейчас идут перемены, которых не было 100 лет," - сказал Си Цзиньпин на прощание Владимиру Путину, покидая стены Кремля в марте 2023 года. Не буду сейчас отсчитывать хронометраж, рассуждая о том, прошло ли 80 лет или 100.
Это не так важно. Время Ялтинской системы мироустройства, действительно, подходит к концу. Она, как и предыдущие миропорядки, имеет три периода.
Первый - блоковое противостояние СССР и США. Невозможность сосуществования двух сверхдержав была заложена непосредственно при создании Ялтинской системы. Она зафиксировала зоны влияния каждой из сторон, после чего началась игра с нулевой сумой. Победитель получал всё.
Второй - гегемония победителя. Положение, которое до недавнего времени занимали США, при определенных обстоятельствах мог занимать СССР, однако темпы развития, значительно превосходившие американские, стали угасать к началу 60-х годов в результате кардинальных перемен, произошедших во внутренней политике.
Третий - закат гегемона. Собственно говоря, то, что происходит сейчас. Можно спорить, каким годом датирован третий этап, 2014 или 2022. Думаю, объективнее будет взять 2022. Но это, на самом деле, не так важно, пусть хронометражем занимаются в будущем историки, они любят отсчитывать различные периоды от конкретных дат.
Именно третий период в "жизни" той или иной системы мироустройства является наиболее турбулентным и непредсказуемым. События развиваются слишком быстро, имеется высокая степень непредсказуемости и происходит множество случайностей из-за того, что сохраняющаяся со второго периода система управления не может оперативно реагировать на новые вызовы. Так было, например, в межвоенный период 1918-1939 годов, когда умиротворенный Лондон оказался не в состоянии удержать свою гегемонию, допустив возвышение иных государств.
Однако вернемся к происходящему сегодня. Развитие событий вновь отправляют нас к блоковому противостоянию. Четко вырисовываются контуры этих блоков. С одной стороны это G7, с другой - БРИКС.
G7 является ярким олицетворением однополярной системы. В ней есть гегемон (США), остальные страны выполняют роль массовки для придания организации солидности. За исключением Британии, которая за свои предыдущие заслуги имеет автономный статус, позволяющий не всегда прямо следовать директивам из Вашингтона. У остальных такого права нет.
Другие страны, находящиеся в прямом управлении США, не имеют даже права высказать своего мнения. Франции или Германии хотя бы разрешается поговорить время от времени.
Функционирование БРИКС основано совершенно на других правилах. В организации нет ярко выраженного лидера. Даже Китай со своей огромной экономикой на эту роль не претендует. Все страны БРИКС отчетливо понимают, что если кто-то попытается заявить претензии на руководство организацией, то конструкция рухнет, так как, например, Индия не будет находиться в подчиненном КНР положении и т.д. А если конструкция рухнет, то Запад перебьёт всех по одиночке.
Конструкция БРИКС является прообразом конструкции нового мирового порядка, который сменит Ялтинскую систему. Вслед за однополярным (бывш. двухполярным) миром придёт система макрорегионов, в каждом из которых будет свое государство-лидер. В свою очередь, лидеры макрорегионов будут договариваться между собой на надмакрорегиональном уровне.
Судьба G7 также понятна. Страны "семерки" станут либо одним макрорегионом во главе с США, либо распадутся на два: Евросоюз и AUKUS.
Присоединиться к БРИКС проявили желание 19 стран. Из них 13 сделали это официально, обратившись в организацию с просьбой о присоединении, ещё 6 сделали это пока что неформально.
Из тех, кто известен: Саудовская Аравия, Иран, Аргентина, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Индонезия, Тунис.
Естественно, процесс будет ускоряться. Принятие новых членов сделает ненахождение в организации других стран бессмысленным. После того, как более половины стран мира станут участниками БРИКС, объединение сможет претендовать на фактическую замену ООН, которая является продуктом Ялтинской системы мироустройства и к настоящему моменту практически утратила имевшиеся ранее рычаги влияния.
В рамках БРИКС будет сформирован аналог Совета безопасности ООН, куда войдут лидеры макрорегионов. По итогу страны западного мира будут вынуждены либо вступить в БРИКС на правах рядовых членов, либо остаться изолированными от происходящих в мире событий.
Понимаю, что всех интересует главный вопрос: когда произойдет переход от однополярной системы мироустройства к системе макрорегионов? Если происходящие сегодня процессы не будут сбавлять темп, то подобное случится в 2030-2035 годах. Почему именно тогда - сейчас углубляться не буду. Данный вопрос является довольно обширным и ему следует посветить отдельный материал.